У Вас в браузере отключен JavaScript. Пожалуйста включите JavaScript для комфортного просмотра сайтов.

Переключиться на мобильную версию.
Новости
Видеопродукция
Книги
Афиша
Жалобы
Архив Объявления Акции Работа
Презентация
Архив газет
О нас

12.12.2010 Неювелирная работа

Неювелирная работа

Мошенник прикарманивал золото и деньги десятков гомельчан

Ювелирных дел мастером Алексей Яскин* стал, можно сказать, по случаю. Поскольку

имевшееся у него среднее специальное образование никакого отношения к данному ремеслу не имело. Однако профессиональным ювелиром был его родственник, попрактиковавшись под началом которого, Яскин обзавёлся «корочками». В дальнейшем это позволило получить соответствующую лицензию, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и открыть свою мастерскую. Ювелиром, правда, Алексей, судя по качеству собственноручных произведений и отзывам коллег, был посредственным. В основном, он принимал заказы, а их исполнение поручал спецам, трудившимся по найму.

Зато по части обмана клиентов Алексею не было равных…          

САМ ПО СЕБЕ

До поры до времени все шло своим чередом. Заказчики сдавали украшения на реставрацию или заказывали новые, спустя оговоренные сроки получали их, расплачивались и, довольные, уходили.

Гром грянул с законодательным новшеством, запретившим индивидуальным предпринимателям использовать наемный труд. Теперь Алексей Яскин был «сам себе режиссер». И начал «режиссировать» так, что десяткам людей сделалось худо. Впоследствии они проклинали тот день, когда переступили порог мастерской, расположенной на одной из оживленных улиц в центре Гомеля.    

Хотя поначалу, как говорится, ничто не предвещало беды. Вежливый молодой человек внимательно выслушивал посетителей, предлагал каталог с образцами изделий либо вдумчиво изучал те эскизы и картинки, которые приносили сами люди. Демонстрируя высочайшую компетентность, давал советы и рекомендации. После того, как оптимальный вариант был найден, определялись с сырьем. В большинстве случаев клиенты предоставляли «бэушные», вышедшие из строя или моды украшения: кольца, браслеты, цепочки, серьги, кулончики и даже… доставшиеся в наследство от усопших бабушек золотые зубные коронки. Все это взвешивалось и принималось в качестве лома. Если его не было – не беда, у ювелира имелись собственные запасы. По договоренности клиент вносил предоплату и получал взамен квитанцию, где указывалась дата выдачи заказа. В этот день люди спешили в мастерскую, мысленно щурясь от яркого блеска изящного колечка или ощущая на запястье прохладную гладь браслета, или «надевая» на шею цепочку, но вместо этого…

ЗАВТРА, ЗАВТРА –
НИ СЕГОДНЯ…

Вместо этого мастер сообщал, что, к сожалению, заказ не готов, и придется подождать. Недельку-другую. А по прошествии  этого времени «живьем» или по телефону просил о новой отсрочке. Потом снова, снова и снова...

Каждый раз Алексей приводил самые что ни на есть уважительные причины. Это могли быть чисто технические трудности: затянувшийся поиск нужного драгоценного камня, нахождение изделий на пробировании в Минске, необходимость мелких доработок.

Или же непредвиденные житейские обстоятельства. Как правило, трагические. Например, чья-нибудь внезапная смерть. Например, у мифического подчиненного мастера, якобы исполнявшего очередной долгоиграющий заказ, в жутком ДТП периодически погибала дочь. Естественно, это каждый раз повергало «бедолагу» в такой глубокий шок, что ни о какой ювелирной работе в ближайшее время не могло быть и речи. Клиенты относились с пониманием и соглашались подождать.

Когда же фантазия иссякала вместе с обширным перечнем отговорок, Яскин, используя любимую тактику прохиндеев всех мастей, попросту не отвечал на звонки.  

Иногда, видимо, желая развлечься, Алексей звонил сам и приглашал за украшением, которое уже давно готово и ждет хозяина. Обнадеженные люди со всех ног неслись к мастерской, чтобы… «поцеловать замок». Мастерская была закрыта, телефон Яскина вне зоны доступа либо отзывался монотонными гудками. Некоторые заказчики, передавшие золото, денежную предоплату либо и то, и другое, не могли отловить его месяцами.

Пока красные от злости клиенты обивали порог ювелирной мастерской да в сотый раз тискали кнопки своих мобильников, Алексей и горя не знал. К примеру, осенью 2008-го он, как ни в чем не бывало, наплевав на все обязательства, уехал отдыхать в Египет. Как говорится, красиво жить не запретишь…

Для многих прозренье наступало в тот момент, когда, придя по знакомому адресу, они обнаруживали объявление о том, что по всем вопросам следует обращаться в отдел по борьбе с экономической преступностью районного ОВД. Но до того дня количество обманутых продолжало расти…

КРУТО ТЫ ПОПАЛ…

Больше всех пострадал 30-летний гомельчанин, который, желая обзавестись массивной цепочкой, сдал 350 граммов золота      999-й пробы в виде четырех банковских слитков. Алексей заверил, что через месяц все будет готово в лучшем виде. Затем обычная история – в оговоренный срок мастер не уложился. Клиент потребовал вернуть золото. Но ювелир лишь развел руками: мол, рад бы, да при всем великом желании не могу – драгоценный металл пущен в оборот. Условились, что Яскин возместит стоимость израсходованного материала деньгами: в эквиваленте – 3800 долларов. Со страшным скрипом Алексей вернул мизерную часть суммы, после чего прекратил рассчитываться,  оправдываясь причиной, банальнее которой не придумать – нет денег...        

Почти также не повезло еще одному клиенту, которому приглянулась  золотая цепочка на одном из сайтов в Интернете. Распечатав снимок, мужчина насобирал пригоршню золотых побрякушек в количестве 35 единиц и пришел в мастерскую. Изучив образец, Алексей Яскин заявил, что такая работа ему по силам, и до нового года заказ гарантировано будет выполнен. Правда, вскоре позвонил и велел довезти золото – того лома, что есть, может и не хватить. Но если останется – все до грамма будет возвращено. Заказчик, лелея мечту о златой цепи, привез еще десяток старых украшений. Когда же пришел назначенный срок, ювелир сообщил, что изделие готово, но на нем нет пробы, которую ставят в Минске. После чего стороны неоднократно созванивались, но завершению сделки это нисколько не способствовало. Во время встречи, которая вопреки стараниям Яскина все же состоялась, он сказал, что готовая цепочка находится в мастерской на другом краю города. А когда клиент предложил съездить туда, мастер заюлил, ссылаясь на то, что объект сдан под охранную сигнализацию и открыть его сейчас будет проблематично. В общем, обычная сказка про белого бычка. Забрать своих 145 граммов золота мужчина так и не смог.

Алексей же продолжал самозабвенно врать, водя за нос многочисленную клиентуру. К примеру, девушке, сдавшей в ремонт кольцо с выпавшим камнем, каждый раз говорил, что изделие готово, и тут же по всевозможным причинам откладывал его выдачу.

Наконец, сказал правду – кольца нет, и попытался всучить другой экземпляр. Впрочем, этот фокус не прошел…

К слову, не единожды в мастерскую приносили изделия, чуть ранее изготовленные самим Яскиным и не отслужившие гарантийный срок – то застежки ломались, то камешки выпадали. Получая их обратно,  заказчики иногда  даже невооруженным взглядом определяли, что после ремонта украшения не становились лучше. Например, искажалась форма, а на поверхности появлялись шероховатости…

Но, наверное, больше всего стоит посочувствовать тем, кому «посчастливилось» заказать у Яскина обручальные кольца. Таким парам приходилось в последний момент, проклиная неуловимого ювелира, обращаться в другие мастерские. Естественно, за отдельную плату. Можно представить моральное состояние будущих супругов, попавших впросак накануне свадьбы…   

НАРУШИЛ ВСЁ, ЧТО МОГ

Как известно, всякому терпению рано или поздно приходит конец. Сердитый народ косяком потянулся в «органы». Районные суды Гомеля оказались завалены гражданскими исками от недовольных клиентов, требовавших защитить их потребительские права.
Алексей был в курсе. Когда очередной заказчик пригрозил написать заявление, Яскин лишь махнул рукой и обреченно вздохнул:

– Одним больше, одним меньше…

Он и в этой ситуации оставался верен себе, несколько раз попросту не явившись на слушанья. И схлопотал трое суток административного ареста за неуважение к суду. Фемида шуток не прощает…

К делу подключилась милиция, куда также обратились десятки человек, не сумевших получить ни золота, ни выполненных заказов. На основании информации из ОБЭП, проверять хозяйственную деятельность мастерской пришел и сотрудник контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РБ. Яскин не только не предоставил требуемых документов и отказался от инвентаризации, но и всячески препятствовал работе проверяющего. В связи с чем пришлось даже составлять административный протокол. Боялся Алексей не зря. Как выяснил ревизор, на момент проверки было не выполнено 23 заказа и не возвращено клиентам почти полкилограмма золота.   

В общем, противоправная составляющая сомнений не вызывала. Яскин нарушил все действующие нормативные акты, регламентирующие оборот драгоценных металлов и камней, включая соответствующий закон, декрет Президента, постановление правительства и ведомственные инструкции нескольких министерств. Видимо, решил, что закон не только дуракам не писан, но и ювелирам – не указ.

Кроме того, как показала экспертиза, на тех изделиях, которые все же выдавались заказчикам, не было клейма Государственной пробирной инспекции Министерства финансов РБ или пробирных клейм пробирного надзора бывшего СССР. Притом что, напомним, именно необходимостью клеймения Яскин  чаще всего объяснял причину задержки исполнения заказов. Отсутствие проб фактически делало украшения «вне закона». Хотя далеко не каждый клиент обращал внимание на такие, казалось бы, мелочи. Да и не всякий знает, как вообще выглядят пробы.

Резонный вопрос, зачем Яскин обманывал людей и в этих вещах, тем самым фактически еще больше подставляя самого себя?Дело в том, что при выставлении пробы в Государственной пробирной инспекции, надлежащим образом изучается химический состав изделия, проверяется его вес. Короче, объегорить здесь никого не удастся. В отличие от клиентов Яскина, не обладавших специальными познаниями. Ведь даже разницу веса в один грамм «на глазок» среднестатистический человек не распознает. Чего уж говорить об остальном…           

Красноречивый пример. Одна из потерпевших, которой Яскин вернул слиток золота, занесла его в другую мастерскую. Проведя исследования, специалист сказал, что, во-первых, вес пластинки меньше указанного Яскиным, во-вторых, она не соответствует заявленной 585-й пробе, и, в-третьих, состав слитка вообще не понятен, так как используемые в подобных случаях реактивы на него не действуют...

***
Уже когда следственная машина работала полным ходом, Яскин принялся судорожно отдавать некоторым клиентам все, что мог, пытаясь тем самым облегчить свою участь. Перспективы-то рисовались не из веселых… Кому-то он возвращал лом, кому-то – деньги, кому-то – золотые пластинки. Но потерпевших было слишком много, чтоб в одночасье со всеми мирным путем утрясти конфликт.   

Из материалов уголовного дела: «В результате преступных действий… в период с 17 апреля 2008 г. по 4 августа 2009 г., путем присвоения находящихся у него в подотчете вверенных ему заказчиками материальных ценностей причинил ущерб гражданам на общую сумму 55 656 633 рублей. Своими действиями… совершил преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 211 УК Республики Беларусь, т.е. присвоение имущества лицом, которому оно вверено, совершенное повторно, в особо крупном размере».

Количество потерпевших превысило 60 человек. Помимо того, выяснилось, что Яскин должен 7950 долларов своему знакомому, у которого он взял эту сумму под предлогом организации совместного бизнеса. Проект оказался воздушным замком, а вот денег несостоявшийся напарник лишился реальных…


* – имя и фамилия изменены
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
reporter@inbox.ru


Сам Алексей Яскин вины не признал, а на следствии даже отказался давать показания. Но собранные доказательства оказались куда убедительнее его красноречивого молчания. О чем свидетельствует и приговор суда – 4 с половиной года лишения свободы с конфискацией имущества. И это еще не все: помимо данного, в отношении нечистого на руку ювелира было возбуждено, как минимум, еще одно уголовное дело.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала начальника СУ ПР УВД Гомельского облисполкома Любовь Иванову, начальника отдела по расследованию преступлений в сфере экономики и финансово-кредитной системе Аркадия Третьякова и ст. следователя Александра Лебедева.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Просмотров: 231

Комментарии