У Вас в браузере отключен JavaScript. Пожалуйста включите JavaScript для комфортного просмотра сайтов.

Переключиться на мобильную версию.
Новости
Видеопродукция
Книги
Афиша
Жалобы
Архив Объявления Акции Работа
Презентация
Архив газет
О нас

23.02.2015 Масленица-ластавица, или зачем ели солнечные блины

Масленица-ластавица, или зачем ели солнечные блины

Масленица, как и большинство других народных праздников, ведет свою историю из глубокой древности. Все, что нам сейчас кажется веселым обрядом, в старину имело чудодейственный смысл…

 

«ВОЗЬМЕШЬ СЫРА – РОДИШЬ СЫНА…»

В сегодняшнем обиходе Масленица отождествляется прежде всего с блинами, которые в этот день положено есть с изрядным количеством масла и сметаны. Отсюда, собственно говоря, и название праздника. Но надо сказать, что в старину праздничная трапеза означала не торжество чревоугодия, но имела мистическое значение. Поедая ту или иную пищу, или – наоборот, воздерживаясь от нее, люди как бы вступали в контакт с божествами, посылали им определенные сигналы или приносили жертвы. Круглый блин – это символ Солнца. Хорошо известно, что Солнцу наши предки-индоевропейцы поклонялись, как главному божеству. Еще бы, от увеличения силы восходящего Солнца зависел скорейший приход весны, тепла и света. «Съедая» частичку Бога-Солнца – в виде блина, древний человек полагал, что тем самым он приобретает и часть его живительной силы, так необходимой человеку после долгой и изнурительной зимы.

Ну, а при чем тут масло? Помимо того, что «умасленный» блин глотался веселее, а растопленное масло могло символизировать энергию первых солнечных лучей, превращающих снег и лед в живительную влагу, были в этой праздничной диете еще и другие тайные смыслы… Сейчас в обиходе не соблюдается старое правило Масленицы – не есть на этот праздник мясо. А в прошлом это было строгое табу. Возможно, более древнее, чем христианский Великий пост, который начинается сразу после Масленицы. Наши предки-язычники на зимние Коляды всегда готовили и ели большое количество мясных блюд. Не зря же приговаривали: «Калядую, калядую – колбаску чую…». А вот с наступлением масленичной недели необходимо было забыть о мясе и перейти на молочные продукты – ну, прежде всего, в виде того же масла со сметаной. По какой же причине было составлено именно такое праздничное меню?

Во-первых, к началу Масленицы мясные запасы просто заканчивались. Скот откармливали летом и забивали где-то поздней осенью, а за бурные зимние колядки  большая часть колбас и полендвицы быстро уничтожалась. Во-вторых, молоко и все молочное в эти дни, предшествующие началу весны, могло символизировать молодую силу и приплод – молоком от своих матерей напитывались телята и жеребята, чтобы вскоре выйти на первую зелень вешних лугов… В масленичные дни было также принято объезжать молодых коней и быков. Связь Масленицы и ее «продуктового набора» с продолжением рода откровенно просматривается и в обрядовых припевках:

Маладая ты Манютка,

Выйдзi, выйдзi да нас на вулку!

Вазьмi сыра – родзiш сына…

Конечно, сейчас трудно восстановить все подробности и мотивы религиозно-гастрономического культа прошлого. Но общие принципы почитания «солнечных блинов» тогда были именно такими.

Впрочем, всегда находились люди, обходившие как писанные, так и не писанные законы и обычаи. Этнограф Василь Литвинка приводит такую народную басню – один цыган спросил попа, можно ли есть мясо, которое останется в зубах после последнего дня Масленицы –  «Запусков на молоко». Поп сказал: «А какой это может быть грех? Как засадил ты его в зубы, так все равно, что съел». Тогда цыган перед Запусками взял огромный кусок сала и «засадил» его одним концом в зубы. Так и лег спать. А потом уже весь Великий пост готовил себе на этом сале пищу…      

Масленицу встречали в четверг, в пятницу вели застольные беседы, а провожали Масленицу в воскресенье. Можно предположить, что Масленица, как и Коляда, была не просто праздником, но и неким божеством древних славян. Очень любившим свежие пышные блины с маслом, сыром и сметаной.

 

КОЛОДА ДЛЯ ХОЛОСТЫХ

Еще одно мифическое существо на Масленице присутствовало до последнего времени. Это человекоподобная кукла, которую ритуально сжигали. Белорусские этнографы называют ее «Лялькой-Зимой» и полагают за символическое изображение холода. Другие исследователи считают, что это и есть та самая Масленица – умирающее и воскрешающееся божество. Вполне вероятно, что в образе Масленицы объединялись ипостаси уходящей Зимы и нарождающейся Весны. 

Характерно, что пеплом от сожженной куклы иногда посыпали поля. Даже не хочется думать, кого в глубокой древности могли придать огню, дабы как следует распрощаться с зимней стужей и придать земле плодородие…

Вообще элементы тризны – поминального обряда древних славян, отчетливо сохранились в Масленице. Например, часто в эти дни устраивали кулачные бои. Согласно древнему дружинному культу, пролитая на них кровь должна задобрить умерших предков. Кстати говоря, от этрусских поминальных обрядов пошли и знаменитые гладиаторские бои. Что до славянского бокса, то эдакая молодецкая забава с разбитыми носами и свернутыми скулами должна была сбросить психологическое напряжение, накопившееся за зиму. 

Еще на Масленицу зажигали колесо и водили хороводы. Во время танца пели:

А у нас сёння Масленка, Масленка

А з-пад куста ластаўка, ластаўка

Села у пана на таку, на таку,

А пан кажа: «Засяку, засяку!»

Женщины собирались вместе и ходили по селу с коротким, но толстым обрубком дерева на веревке. Встретив неженатого парня, они хватали его и привязывали к нему этот чурбан – в наказание за то, что не женился. Чтобы не таскать эту деревяшку за собой весь день, необходимо было от женщин откупиться. Почти аналогичную процедуру проделывали ватаги парней с девушками, достигшими брачного возраста. Один из парней тянул колоду на веревке, остальные с шутками-прибаутками двигались по улице. К ним зачастую присоединялись шумной гурьбой дети, иногда демонстративно босиком вышагивавшие по снегу. Дивчин, правда, не ловили, а заявлялись к ним под хату и требовали выкуп за колоду. Большим позором для девицы было, если бы парни с бревном проследовали мимо ее дома. Роль деревяшки в этом обряде весьма красноречива – неженатых и незамужних молодых людей отождествляли с бесполезным и бесчувственным бревном.

Само это деление на женские и мужские партии восходит к глубокой древности, ко временам существования тайных мужских и женских союзов. Иногда – достаточно враждебных друг другу. Но в описанном случае община ненавязчиво, через смех и игры,  регулировала с помощью древесных отходов свою «демографическую политику». Учитывая нынешний кризис с заключением браков, возможно, сейчас стоило бы возродить этот обычай? Применительно к современности, разумеется. Например, заставлять закоренелых холостяков тягать за собой не колодку, а легковушку? Ключи от которой он бы мог получить, сменив буксирный трос на семейные узы…

 

ПОСМЕЯЛИСЬ – И ПОД ВЕНЕЦ…

Что до масленичных гуляний, то они сами по себе помогали молодежи поближе познакомиться. А это в то время почти автоматически вело к заключению браков. В этих целях широко использовались, например… санки и катание на них, как с горки, так и на лошадях. «Колодку у нас не водили, зато на санках что вытворяли!» – вспоминала Матрена Васильцова о праздновании Масленицы в Старом Селе в 1920-1930-е годы. «Шли на самую крутую горку и ехали – и так, и сяк, и вперед, и назад, и в бок. Сядем вчетвером – и покатились. Вечером собирались все вместе, танцевали, играли, смеялись. Игры разные придумывали. Всякое было… А как же мы женились? Вот так походим, погуляем, посмеемся – и под венец…»   

Впрочем, в более архаичные времена, видимо, одним смехом дело не ограничивалось.  Так, в масленичный четверг существовал обычай «гойдацца» и «гушкацца». В нем участвовали молодые люди обоих полов. Гушкались на качелях, а гойдались – на земле.  Девушки и парни приходили на гумно и начинали качаться по земле. Считалось, что таким образом они обеспечат хороший урожай в будущем. Мотивы сакрального совокупления здесь очевидны. Некоторые исследователи даже полагают, что в прошлом с целью придания плодородия земле происходили настоящие оргии.

 

ВЕСНА, ПРИДИ!

Тогда же, на Масленицу, начиналось и «гуканне вясны». Это обряд самой настоящей словесной магии, которым занимались чаще всего молодые девушки. Девчата выходили к речкам и озерам, на пригорки, залазили на стрехи гумен и прочие возвышенные места, пели, а также «затанцовывали» весну. Распевали такие, например, «веснянки»:

Вол бушуе – весну чуе,

Воран грача – сыра хоча,

Дзеўка плача, замуж хоча…

А еще  было принято величать Масленицу Счастливой. Людям во все времена так хотелось, чтобы после долгих зимних ночей и холода весна принесла им солнце, тепло и простое человеческое счастье…

Историк Юрий Глушаков.

Фото из интернет-ресурсов.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Просмотров: 666

Комментарии