У Вас в браузере отключен JavaScript. Пожалуйста включите JavaScript для комфортного просмотра сайтов.

Переключиться на мобильную версию.
Новости
Видеопродукция
Книги
Афиша
Жалобы
Архив Объявления Акции Работа
Презентация
Архив газет
О нас

30.12.2010 Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень...

Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень... Как  встречали  Новый   год  в  Гомеле в  далеком  и  недавнем  прошлом

Новый год для многих из нас, пожалуй, один из самых главных и веселых праздников. Однако это шумное торжество, по традиции сопровождающееся веселым застольем, имеет свою историю.

Порой, весьма занимательную….

Римские календы и славянские игрища

В далеком прошлом Новый год, в современном его понимании, не отмечали. В центр миропонимания древние славяне, как и иные народы, ставили Солнце. Оно даровало жизнь и плодородие земле и людям, поэтому его обожествляли и ему поклонялись. Все циклы годичного солнечного круговорота отмечались соответствующими праздниками, носившими глубоко ритуальный характер. Первым  следовало праздненство, совпадающее с периодом зимнего солнцестояния. До наших дней оно дошло под названием Коляды…

Само слово происходит от римских «календ» – так назывались первые числа каждого месяца в Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень...Древнем Риме. Близость языческих культов античного мира и  славян мифология известна. Однако есть и другая версия происхождения наших колядок – от слова «коло», ведь солнцеворот символизировался у язычников кругом.  О тайном смысле Коляд и связанных с ними жертвоприношениях мы подробно расскажем в следующих выпусках. Пока отметим только, что этим наши предки различными магическими действиями стремились воздействовать на природу наиболее благоприятным для себя образом, приблизить наступление тепла.

Любопытно, что все праздники у славян должны были обеспечивать не только культовое, но и вполне реальное «плодородие». В том числе и в делах семейных. Тут ничего не делалось зря. Поэтому новогодние праздники у наших пращуров органично сочетали в себе заклинания и пляски, труд и любовь…

Некоторые обряды дожили до наших дней. Происходило это так: колядный цикл у беларусов начинался 22 декабря. Незамужние девушки(«подневесты» и «невесты»)снимали к этому времени отдельную хату(«фатеру»). Иногда праздники ладили и в домах с хозяевами, которые за это пользовались дармовым угощением(не путать с современными притонами!). Девушки в этих «коляд-хатах» жили и ночевали сообща, постоянно занимаясь рукоделием. Днем к ним приходили знакомиться молодые люди, которые, помимо выяснения взаимных симпатий-антипатий, могли еще и убедиться в профессиональных умениях будущей хозяйки. Ну а затем устраивались игрища, о которых-чуть позже…

Гомель новогодний

Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень...С принятием христианства все языческие обряды, в том числе и колядование, подпадают под запрет. На смену им приходит церковное Рождество Христово. Поскольку древняя православная церковь вела летоисчисление от сотворения мира, то и Новый год там приходился на сентябрь. ПетрI вводит в Российской империи европейское летоисчисление от, а вместе с ним и обычай отмечать Новый год как светский праздник. Хотя многое по-прежнему перекликалось с рождественскими мотивами – звезда на елке означала Вифлеемскую звезду, а всеми нами любимый Дед Мороз сочетал в себе черты как героя народной мифологии, так и святого Николая.

По мере урбанизации нашей страны, начавшейся в конце 19-начале 20 столетия, городская культура накладывает отпечаток и на проведение  праздников. Причем, конечно же, простой народ и «сливки общества» отмечали их по-разному. Гомельские рабочие и мещане в Залинии,  Забеге и в Монастырьке по-прежнему справляли новогодние праздники буйно и в духе народной традиции – с песнями, плясками и играми. К услугам образованного общества  Гомеля уже открывались клубы и ресторации, где оное и предпочитало собираться по праздникам взамен принятых у народа походов в гости к друг другу.

Как сообщает один из ведущих специалистов по этнографии нашего города О.Г. Ященко, в Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень...дореволюционном Гомеле новогодние вечера проходили в залах Дворянского и Городского собраний, в Купеческом клубе, а также в помещениях различных обществ – Вольно-Пожарного, Медицинского, Педагогического, еврейского и русского товариществ помощи бедным и т.д. Здесь проводились лотереи, конкурсы, после чего начинались танцы. Новогодняя ночь не обходилась и  без маскарада – естественно, все это было доступно только состоятельным горожанам. Случалось, проводились конкурсы и на «красивейшую гомельчанку». Как сообщает Оксана Ященко, 4 января 1910 года на маскараде в пользу Вольно-Пожарного общества в борьбе за звание первой красавицы Гомеля по 48 голосов получили сразу две претендентки – «госпожа М.М. Рихтерман» и «госпожа Шанович». Жюри отдало корону тогдашней «Мисс Гомель» госпоже Шанович. Не последнюю роль сыграло, возможно, и то обстоятельство, что Шанович принадлежала к фамилии известных городских богачей, владевших, в числе прочего, и гостиницей «Савой»(ныне – «Старый универмаг»).Призовые банты получили также некоторые маски: «Шиворот-навыворот», «Отдается интеллигентная горничная», «С погрома на маскарад»(характерная для царской России проблема).

Проводились отдельные детские, дамские и студенческие вечера. Что касается учащейся молодежи, то ей в те времена не давали расслабиться и по праздникам. Жизнь всех сословий при монархии была крайне регламентирована. Особенно это касалось молодежи – помимо вполне разумных запретов на курение и алкоголь, существовало еще огромное количество ограничений. Например, запреты на посещение кафе и  игру на бильярде. Молодым людям нельзя было ездить и на тогдашних такси – извозчиках-лихачах, появляться в общественных местах они могли лишь в униформе своих учебных заведений, и только до 8 часов вечера. Строгие гимназические инспектора могли в любой момент нагрянуть с проверкой прямо домой. Еще больше табу налагалось на учениц женских гимназий, это были сущие «Золушки» – любой бал им полагалось покинуть еще до наступления полуночи!

Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень...Религиозные и национальные традиции различных общин также давали о себе знать. Правоверный иудей ни за что не стал бы посещать ни одно городское праздничное мероприятие, если бы Новый год пришелся на субботу. Соответственно, истово верующие староверы не признавали петровского Нового года. Как сообщила нам главный хранитель Ветковского музея, к.и.н. С.И. Леонтьева, до сих пор те из старообрядцев, кто строго придерживается установлений, отмечают Новый год 13 января(1 января по старому стилю), на день памяти святителя Василия Великого. Отчего они и говорят, что просто «празднуют Василия».

Новый год под советское шампанское

Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень...Февральская и Октябрьская революции уничтожили все сословные, конфессиональные и национальные ограничения. Новый год стал праздником всенародным, демократичным и всеми очень любимым. Можно предположить, что его особое признание советскими гражданами было связано  с тем, что он как бы заместил собой и христианское Рождество, и народные Коляды. Действительно, загадочная новогодняя ночь всегда таит нечто и от древних мистерий, и от рождественских таинств. Первоначально, в горячке первых послереволюционных лет заклейменный как «буржуазный пережиток», Новый год уже в 30-е годы(?)уверенно занимает свое место в пантеоне праздников коммунистического государства.

Страшным испытанием для всего нашего народа стала Великая отечественная война. После освобождения от немецких оккупантов Гомель лежал в руинах… В опустошенное здание чудом уцелевшей средней школы № 9 пришла Феодосия Бабич с дочками Ларисой и Надей. Всплакнули над разоренной школой, над расстрелянным фашистами мужем и отцом, школьным учителем. Но жить-то  надо. И решили устроить в школе Новый год!Всем миром чистили и приводили в порядок помещения, из бумаги и картона вырезали елочные игрушки и подарки друг для друга – немудреных зайчиков и котят.  Но когда дети зашли в неожиданно праздничный актовый зал с красавицей-елкой – их восторг нельзя было сравнить ни с чем!Нам непросто понять ее, эту радость, но очевидцы вспоминали – этот  Новый год в школе посреди руин, стал самым светлым праздником в их жизни…

Следующий, 1945-й год, встречали уже с верой в близкую Победу. «Гитлеровские мерзавцы Новый Год по-гомельски: прошлое далёкое и не очень...ответят за все разрушения, за кровь и слезы нашего народа, они ответят за все свои преступления», так писали в тот день в гомельские газеты. Строили планы на ближайшее восстановление торфа.

На работу шли, как на праздник. И добивались своего – ведь трудились для себя, для всей страны. 31 декабря 1945 года уже во всех  школах Гомеля прошли новогодние елки(особенно отличилась, как всегда, школа № 10). Правда, при этом  инструкцию по мерам безопасности на новогодних утренниках подписывал сам заместитель начальника УНКВД г. Гомеля товарищ Гантман…Состоялся лыжный забег школьников по трассе Гомель-Костюковка. А на стадионе «Локомотив» прошли городские соревнования школьных хоккейных команд. При этом все они были бесплатно и полностью обеспечены хоккейным инвентарем. И это в разоренной войною стране!

Новый год – так уж исторически сложилось – это праздник надежды. Это торжество обновления, праздник, путеводная звезда которого дает нам веру, что минует и долгая ночь, и зимняя стужа. И все старые печали останутся в далеком прошлом. А впереди нас ждет радость и все самое светлое. С Новым годом!


Юрий Глушаков,
историк
reporter@inbox.ru При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Просмотров: 164
Авторы статьи: Юрий Глушаков ()

Комментарии